- Промышленная графика
-
ПРОМЫ́ШЛЕННАЯ ГРА́ФИКА — область дизайна: вид прикладной худож. графики, используемый для нужд сферы произ-ва и сбыта пром. товаров, а также в сфере управления произ-вом. К П. Г. относятся упаковки, этикетки, товарные ярлыки, фирм. знаки, рекламные издания, бланки и пр. Часто П. Г. является составной частью торг.-пром. рекламы. П. Г. включается в систему худож. конструирования (дизайн-графики). Прообразом П. Г. были клейма и торг. марки, как вид иск-ва она родственна плакату, афише, меню, вывеске. Как отд. область иск-ва П. Г. сложилась на рубеже 19—20 вв., в это же время появилось представление о фирменном стиле. Родившаяся в эпоху модерна, устремленная ко всеобщей эстетизации быта, П. Г. сразу получила развитие, затем эволюционировала вместе с др. иск-вами к функционализму и т. д. В России П. Г. занимались художники модерна, большой вклад в нее внесли конструктивисты и функционалисты — Эль Лисицкий, В. В. Маяковский, А. М. Родченко, позже Е. Е. Лансере и Кукрыниксы. С 1930-х гг. рус. сов. П. Г. приходит в упадок, сохраняясь гл. обр. в упаковках отд. товаров, напр. кондитерских изделий. С концом сов. эпохи в 1990- гг. началось бурное возрождение П. Г., отмеченное освоением опыта зарубежного дизайна, активным возрождением стилистики модерна и обилием китч-продукции.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.